Статья
№9
Укротитель
иллюзий
В фильме "Матрица"
есть два доподлинных чуда -
компьютерные спецэффекты и актер
Киану Ривз.
Лидер американского
кинопроката "Матрица" - не
относится к бесспорным
кинематографическим шедеврам.
Режиссерский дуэт братьев Вачовских,
ярко дебютировавший в независимом
кино стильным триллером "Связь",
не выдержал искушения "голливудскими
миллионами". А ведь модным авторам
был дан карт-бланш: сами сочинили
сценарий, сами переносили свои
фантазии на экран.
Уязвимость картины -
именно в сценарии. Базовый
приключенческий примитив братья-постановщики
попытались расцветить
интеллектуальным словоблудием и
бесчисленными цитатными отсылками к
литературной и кинематографической
классике. Неофиты Голливуда попросту
ошалели от представившихся им
возможностей и принялись созидать
супер-фильм, пост-модернистский
гипертекст - не заурядную стрелялку-догонялку,
а микроэнциклопедию приемов и жанров
мирового кино (от гонконгских "фильмов
кун-фу" - до "высокой фантастики"
Кубрика и "героических драм"
Вайды). А в речах персонажей звучат
намеки то на буддийские
эзотерические тексты, то на
сочинения Льюиса Кэррола, то на
культурологическую заумь Маршалла
Маклюэна и Жака Дерриды. Но этой "мозговой
атаки" оказалось недостаточно,
чтоб создать органичный, живой сюжет,
чтоб попросту свести концы с концами.
Действие картины
происходит в отдаленном будущем,
когда контроль над человечеством,
мыслями и реакциями людей захватили
сверх-совершенные компьютеры. Машины
питаются человеческой энергией,
вместо электричества, или солнечных
батарей. А взамен предоставляют
прирученным двуногим фиктивную
реальность, именуемую "Матрицей".
В сражение с этой злокозненной "видимостью"
вступает отряд повстанцев под
водительством мудрого Морфеуса.
Вождь виртуального сопротивления
ищет человека, наделенного
паранормальным даром и способного
благодаря нему одолеть компьютерный
морок. Избранником судьбы в конце
концов оказывается хакер Нео.
Фильм "Матрица"
относится к той группе голливудских
картин, которая по-своему выражает
страхи наших современников перед
манипулированием умами,
неконтролируемым "удвоением"
реальности. В "Шоу Трумэна"
создателем фикций оказываются
беспринципные эфирные масс-медиа. В
фильме-метафоре "Темный город"
Алекса Пройяса подлые инопланетяне
выклеивают из обрывков людских
воспоминаний виртуальный мир-коллаж.
Во всех трех фильмах доблестные
герои в конце концов прорывают
миражный морок - но финал лишь внешне
напоминает хэппи-энд, за ним (вместо
уютных грез) зияет неизвестность.
Еще в триллере "Связь"
братья Вачовские показали себя
тонкими "дизайнерами среды" -
весь фильм был выдержан в изысканной
черно-красной гамме. "Дизайн среды"
и "компьютерная хореография " -
несомненное достоинство "Матрицы".
Братьям-соавторам удалось удачно
вписать спецэффекты и компьютерные
чудеса в событийный ряд картины. "Матрица"
- редкий голливудский боевик, где
всевозможные виртуальные парения,
полеты и трансформации не кажутся
инородными художественному целому
вкраплениями-аттракционами.
Но главное открытие фильма
- Киану Ривз. В этом красивом и
пластичном исполнителе голливудские
постановщики обычно видели лишь
эффектного натурщика с гибким телом
и скульптурным лицом. В "Матрице"
Ривз неожиданно показал себя
серьезным актером, обладающим
мастерством и несомненной харизмой.
Ривзу удалось внести существенное
новшество в стандартный образ героя
боевика - дополнить его трагическими
обертонами. Его герой не волен
распоряжаться собственной судьбой -
она предначертана ему свыше. Оттого
Нео по-гамлетовски противится своему
внезапному избранничеству, не сразу
примиряется с собственной миссией.
Ривз не произносит многословных
монологов - их заменяют улыбка на
усталом лице, горечь во взгляде.
Подобный персонаж мог бы появиться, к
примеру, в философских притчах
Тарковского. Жалко, что по-настоящему
"умное" кино - редкость для
современного Голливуда.
Сергей
Анашкин
|
|