Моя так
называемая жизнь
Поколение "П", читавшее
Пелевина, хорошо помнит китайского
философа Чжуан-Цзы, как-то
подумавшего, что вполне возможно,
что он не Чжуан-Цзы, а бабочка,
которой снится, что она - китайский
философ Чжуан-Цзы. Если вместо
поколения "П" подставить
поколение игры в Doom, вместо Пелевина
- братьев Вачовски, вместо китайца
Чжуан-Цзы - на четверть китайца
Киану Ривза, то и получится "Матрица".
Слово, значения которого никто
толком объяснить не может.
Уровень первый. Are you ready?
"Матрица" - это кино
прежде всего для тех, кто обожает
компьютерные игрушки и научную
фантастику. Для тех, кто с разбега
объяснит разницу между Олдосом
Хаксли и Робертом Хайнлайном, а из
книжных классиков почитает только
Рея Брэдбери. Но основное время этого
гипотетического зрителя занято
игровой приставкой Play Station. В "Матрице"
он - в своей родной зоне, в
компьютерной игре, куда, забавы ради,
вмонтирована камера "Стадикам".
Как в компьютерных играх,
герои "Матрицы" игнорируют
законы притяжения, пространства и
времени. Сцены драк имитируют игры,
подобные Mortal Combat, когда в
кульминационные моменты невольно
ищешь на экране надпись "Finish him!".
Это не особый художественный ход -
просто режиссеры фильма, братья
Вачовски, убеждены: мира, как мы его
себе представляем, не существует. Все,
нас окружающее, - искусственно
созданная Матрица. Компьютерная
игрушка. И мы - ее персонажи,
переходящие с уровня на уровень в
соответствии с персональным IQ.
Уровень второй. Deja vu
По мысли создателей "Матрицы",
дежа вю, то есть ощущение того, что ты
это когда-то уже видел, и есть самое
яркое подтверждение, что мы живем в
Матрице. Потому что только в
компьютерных играх встречаются
ошибки-повторения. Так и в самой "Матрице"
- дизайн списан из мрачно-футуристического
"Темного города"; хореография -
из гонконгских боевиков, а трюки
вроде прыжков по крышам и хождений по
отвесным стенам - из японских
комиксов "манга". Главные злодеи
носят темные очки а-ля "Люди в
черном" или "Братья Блюз" (кому
как нравится). Герой Киану Ривза, Нео,
попадает в "реальный мир",
ведомый Белым Кроликом и глотая
разноцветные таблетки,- прямая
цитата из "Алисы в стране чудес".
Если перечислять все цитаты и
отсылки, используемые создателями
"Матрицы", придется вспомнить
кое-что из сюрреализма, французских
экзистенциалистов, бульварного
чтива и фильмографии Ридли Скотта.
Уровень третий. Your
nickname
Всю кашу заварили братья
Вачовски, Ларри и Энди, снявшие до
этого всего один фильм - "Связь".
"Связь", мрачный лесбийский
триллер-детектив, был, в свою очередь,
парафразом картины братьев Коэн "Просто,
как кровь". "Матрицу" братья
Вачовски назвали киберпанковским
боевиком. До нее киберпанковский
боевик был всего один - "Джонни
Мнемоник" с Киану Ривзом в главной
роли.
"Джонни Мнемоник" в
прокате провалился, а Ривз лишился
нескольких гонорарных миллионов. Тем
не менее он стал "лицом" этого
странного жанра, где на голубом глазу
проповедуется истина "Жизнь есть
сон", в человеческие мозги
вживляются компьютерные чипы, а в
животы - скорпионы с камерами
внутреннего слежения. Герой Ривза в
"Матрице" днем - служащий
компьютерной компании, а по ночам -
хакер. Днем его зовут Томас Андерсон,
ночью - Нео. Его предназначение -
уничтожить Матрицу вместе с такими
же, как он, коротко стриженными и
затянутыми в кожу Повстанцами.
Подходящий сюжет для странного
актера-маргинала, о личной жизни
которого никто ничего не знает,
который снимается раз в пять лет и
который в свои тридцать четыре
только начинает выглядеть на свой
возраст.
Уровень четвертый.
Finish
Тема виртуальной реальности,
замещающей реальность физическую, в
последнее время очень модная. Об этом
же снял свой eXistenZ Дэвид Кроненберг.
Об этом же - "Открой свои глаза"
Алехандро Аменабар. Братья Вачовски
попали в тему, окупив не только
шестидесятимиллионный бюджет фильма,
но и прилично при этом заработав. Тем,
кому "Матрица" не нравится,
говорят, что это спекуляция на
компьютерных играх и клиповом
монтаже. Тени, замедленное движение,
быстро сменяющиеся кадры.
Дизайнерские находки а-ля реклама Gap.
Плюс, конечно, несколько узнаваемых
из реальной жизни кадров: только
вместо курсов быстрого чтения -
обучение борьбе джиу-джитцу за
несколько минут; вместо виртуальных
шлемов из зала игровых автоматов -
соответствующие виртуальные кресла.
Все для того, чтобы зритель подумал,
что вполне возможно, что он - бабочка,
которой снится, что она - зритель.
По мысли братьев Вачовски, бифштекс,
он на самом деле не бифштекс, а сигнал
Матрицы мозгу, что это бифштекс.
Кирпичная стена не стена. И ложка на
самом деле не ложка. А вот когда вы
поймете это, то сможете проходить
сквозь стены и гнуть алюминиевые
столовые приборы. Дэвид Копперфильд
может еще и летать, значит, ему, как и
Повстанцам, не знакомы законы
земного притяжения. Значит,
Копперфильд - один из них. Вы уже
осознали, что находитесь в Игре?
Поздно, уже пошли финальные титры. Game
over.
Ольга
Маршева
|