Статья
№5
Дежа вю
Недавно на экранах Москвы
появился фильм Энди и Ларри
Вачовских "Матрица" - один из
лидеров американского проката. Этот
крутой боевик нового поколения
охотно использует клише полувековой
давности "научной фантастики"
на тему дегуманизации и ужасов
прогресса.
Томас Н. Андерсон (компьютерный
псевдоним Нео) - добропорядочный нью-йоркский
клерк; он исправно платит налоги и
помогает выносить мусор домохозяйке.
Не верит в судьбу и предпочитает
прагматично контролировать свою
жизнь. Единственное, что его
вычленяет из окружающей среды: Нео
наделен внешностью Киану Ривза,
изысканной и утонченной, с легким
оттенком восточной жестокости.
Этого оказывается
достаточно, чтобы на него обратили
внимание потусторонние силы.
Потусторонние не в смысле какой-то
мистики, а просто пребывающие в
другом компьютерном измерении. Ну, вы
знаете, что все мы - порождения
коварных программистов; сначала они
хотели сконструировать идеальный
мир, а потом в результате ошибок
программной оболочки бросили нас на
полпути к совершенству. Отсюда в
жизни Нео возникает эффект дежа вю:
так, он дважды видит одну и ту же
черную кошку. И тут же соображает, что
дело здесь нечисто.
Самым ловким удалось
своевременно удрать от
компьютерного беспредела в будущее,
на некий плывущий во океане времени
космический корабль, и оттуда
наблюдать за конвульсиями земных
тварей конца второго тысячелетия. Но
и они - ловкие - оказались во власти
могущественной Матрицы, которая
приставила к ним шпиков-отморозков и
управляет каждым их движением.
Вот вы едите бифштекс и
знаете, что никакого бифштекса в
действительности не существует. А
Матрица посылает электрические
сигналы и внушает вашему мозгу, что
бифштекс сочный, и вы жуете его с
видимым удовольствием. Пожалуй, это
самая наглядная иллюстрация к
названию фильма; но на всякий случай,
в нем говорится, что никому нельзя до
конца объяснить, что такое Матрица.
Не очень понятно и то, чем
существование так называемых
реальных людей отличается от быта и
нравов их компьютерных подобий. В том,
что разница невелика, имеет все
возможности убедиться Нео. И в поту-,
и в посюстороннем мире он
сталкивается с грубыми "омоновцами"
- стражами порядка, с убогими и
затравленными жертвами, с цепными
псами, которые в службу вкладывают
душу. Как говорится в фильме, "люди
отличают настоящую реальность через
страдание", но к Нео и это не
относится. Стремительно проносясь
через населенную какими-то
космическими осьминогами "черную
дыру", соединяющую два мира, герой
и тут, и там одинаково бесстрастен. Он
успешно применяет навыки борьбы "джиу-джитсу"
и столь же успешно подвизается в роли
"избранника" - так сказать,
лидера духовного Сопротивления
режиму.
Помимо упомянутой дырки,
связь между двумя реальностями
осуществляет Оракул - на вид вполне
прозаическое существо женского пола,
выпекающее на уютной кухоньке
аппетитные булочки. Оно-то и
предрекает Нео его историческую
участь. Вместе с другим духовным
лидером - колоритным мулатом Морфеем
и не менее экзотической двухметровой
девицей по имени Троица герой Ривза
совершает чудеса левитации и создает
на экране шедевры "механического
балета". Он взлетает до потолка,
самурайскими телодвижениями атакует
своих противников и пронзает их, как
ракета, испаряясь в пространстве и
оставляя обрывки их растерзанной
плоти. Но и компьютерные монстры не
лыком шиты: они демонстрируют
высокий класс боевых навыков и
выживаемости.
Так что вторая половина
картины превращается в чистый "экшн".
Зрелище, лишенное скучных моральных
сентенций типа "человечество
опухоль планеты" и "быть
избранным все равно что быть
влюбленным", которые так портят
первую половину.
Самое слабое в "Матрице"
- увы, сценарий. Его написали, не
доверив это дело профессионалам,
сами режиссеры - братья Вачовские,
которых после лесбийской
криминальной комедии "В связке"
считали новыми вундеркиндами
американского независимого кино и
прочили в качестве смены братьям
Коэнам. Но Вачовских задавил большой
бюджет. Если по части постановочных
трюков новый братский союз может
конкурировать с прежним, то
коэновской элегантности явно не
хватает тяжеловесной конструкции
"Матрицы". Включая финал с
неожиданно-неизбежным признанием
бесстрастной, словно Матрица, Троицы
в нежных чувствах к Нео.
Фильм Вачовских тоже
вызывает эффект дежа вю - после "Игры"
Дэвида Финчера и еще целой обоймы
картин про компьютерный
тоталитаризм. Спасибо, конечно, что
здесь хотя бы есть порочно-невинный
Киану Ривз, на которого приятно
смотреть, а не стареющий интриган и
ловелас Майкл Дуглас. В общем, этот
фильм со столь хваленым дизайном и
спецэффектами вполне годится для
домашнего видеопросмотра (если
только на приличной кассете) за
бокалом какой-нибудь пьянящей
жидкости. Вроде той, которую
характеризует один из персонажей "Матрицы":
"Она хороша для двух вещей -
промывки двигателей и мозгов".
Андрей Плахов
|
|